Благодаря коронавирусу и закрытым границам, этим летом мне удалось посетить сразу 2 давно желанных локации в России — Ергаки и Алтай. И если в Ергаках всё было достаточно просто — доехать, подняться в лагерь и ходить в радиалки, то с Алтаем пришлось поломать голову и во время подготовки, и во время поездки. Итак, путешествие на Алтай самостоятельно на машине, часть 1 — от Красноярска до Чемала и дорога на Мультинские озёра.
Путешествие на Алтай самостоятельно на машине
Вступление — подготовка маршрута и автомобиля
Собирать информацию про Алтай я начала примерно за месяц до поездки. Мой мозг был готов взорваться после первого небольшого обзора достопримечательностей Алтая. Сколько же там всего, а расстояния достаточно приличные.
Но с каждым разом картина прояснялась всё больше и больше, а мой «полезный файлик» о поездке разрастался на глазах. Позже я постараюсь структурировать свои изыскания и опубликую отдельную статью.
В итоге нить маршрута несколько раз перестраивалась, а количество участников оставалось неопределенным практически до самого выезда. Самым большим сюрпризом оказалось то, что дороги до Мульты с Чуйского тракта через Тюнгур, которую настойчиво прокладывает гугл, не существует — это конные тропы! Об этом я каким-то чудом узнала за пару дней до старта, но перекраивать уже было некогда.
Итак, маршрут не утвержден и точно неизвестен, ничего не забронировано, едем вдвоем, зато не отказываем себе в количестве вещей. На Алтае до этого из нас никто не был. Пожалуй, самая авантюрная моя поездка. 🙂
Путешествовали по Алтаю на машине Mazda Demio, 1.5 л, передний привод. Пузотёрка с характером, но в сильные дебри лезть на ней не хотелось. До выезда поменяла масло и задние ступичные подшипники, остальное чувствовало себя нормально.
Сейчас можно найти недорогие билеты на Алтай из многих городов России. Советую установить и настроить бота для поиска дешевых вариантов перелёта.
Автопутешествие на Алтай — переезд Красноярск-Барнаул
31.07. Выехали в 7:30 из Красноярска, заночевать было решено в Барнауле. В большинстве своём трассы оказались в хорошем состоянии, но периодически попадался ремонт дорог.
Особенно запомнился внезапно снятый асфальт на хайвэе (ограничение 130км/ч) после Кемерово. Мы как раз решили перекусить пиццей и кофе, которые едва не разлетелись по салону. 🙂
Ещё после достаточно продолжительного отрезка на 130-150км/ч стала помигивать лампочка зарядки аккумулятора. Минутка интернета, и делаем вывод, что на больших оборотах возможно идёт перезаряд аккума.
Знатоки настоятельно рекомендовали ехать не через Новокузнецк, а перед Белово свернуть на трассу Кузбасс-Алтай и по ней двигаться до Чуйского тракта. Этот отрезок пути очень спокойный, машин крайне мало, асфальт близок к хорошему.
Из-за небольшого инцидента с авто и аккумом (всё-таки не перезаряд, не буду описывать, история же про Алтай) в Барнаул приехали на час позже плана — в 20:30. Получилось 13 часов дороги с небольшими техническими остановками, пробег 950км.
Переночевали в гостинице Hostel Pioner (ул. Пионеров 9).
Двухместный номер с собственной ванной комнатой и завтраком (условным) обошёлся в 1170₽. Кроме этого в нашем распоряжении были кулер, чайник и холодильник, на 1 ночь вполне сойдёт.
[tp_hotel_widget hotel_id=1850999543 responsive=true subid=»Altay1″ powered_by=»true»]
Путешествие по Алтаю — Барнаул-Чемал
01.08. Решили посетить автосервис и разобраться с аккумуляторной проблемой. В Барнауле это сделать оказалось не так просто — электрики там, видимо, на вес золота. Потратив несколько часов, кое-как сделали проверку и вывод, что ехать можно, но не 10 часов подряд с включенным кондеем. 🙂
Выехали в сторону Алтая в 12. Дорога хорошая.
На обед нам попалась столовая Айский мост. Еда нормальная, цены адекватные. Можно набрать пирожков в дорогу.
Из-за позднего выезда из Барнаула решили уже не ехать в Чемал, а заночевать где-нибудь на подъезде. Выбор пал на кемпинг «Петроглифы» — оказалось, чудесное место!
Доехали туда около 6 вечера. Вышло ещё 5 часов дороги с техническими остановками, 1 час на обед, пробег 350км.
В отличие от многих других мест этот кемпинг находится прямо в сосновом лесу. Нам досталась суперская полянка в нескольких метрах от пляжа с песочком и Катуни. Хоть ещё и не осень, а вода всё равно красивого цвета.
Цены в «Петроглифах»: поставить палатку — 200₽ с человека, за дополнительные 800₽ можно арендовать оборудованный деревянный навес со столиками, шезлонгом и шторами, хороший вариант для больших компаний. Домик на 4х со всеми удобствами — 6000₽ в сутки.
В нашем распоряжении было кострище с лавочками, умывальник, верёвка для сушки белья, стол с лавочками; качели с видом на Катунь, детская площадка!, туалет, летний душ и питьевая вода — на территории. Насекомые не беспокоили.
Путешествие на Алтай самостоятельно — Чемал
02.08. От кемпинга «Петроглифы» до Чемала ехали минут 40, был небольшой участок с ремонтом, где постояли в пробке. 99% дороги — хороший асфальт.
По моему плану в Чемале нужно было осмотреть остров Патмос, козью тропку, Чемальскую ГЭС, подняться на смотровую площадку и на гору Верблюд.
По навигатору проложили дорогу до острова Патмос. Припарковались у знака проезд запрещен, возле частных домов. Оттуда ногами минут 5, хотя местные сказали, что пешком далековато. 🙂
Пришли к небольшому комплексу: храм, магазинчики, мост на остров Патмос (пропускают группами по 12-15 человек, поэтому была очередь). Есть уличный туалет. Всё бесплатно.
Всюду сновал народ. Мы решили сначала подняться на гору, обозреть сверху и понять, что делать дальше. Тропа идёт параллельно дороге на парковку (заезд туда был где-то дальше, видимо) и потом незаметно заворачивает в лес.
Идти недолго и несложно, но мы поднялись на смотровую с языками на плечах — на улице было очень жарко и солнце прям жгло, ноги горели в ботинках. Оказалось, это не оборудованная обзорная площадка, а просто горка Бешпек, кроме нас не было ни одного человека. Оттуда открывается вид на Катунь, ГЭС и остров.
Мы даже чая не попили, посмотрели по сторонам и поспешили в тень. На Верблюда решено было не ходить, не та погода. Хотели спуститься к ГЭС и вернуться по козьей тропе, прозевали поворот и вышли обратно к острову.
Было настолько жарко, что хотелось только побыстрее сесть в машину и включить кондиционер. Так что поехали дальше, выехали из Чемала около 3 часов. План сходить в поход на гору Сарлык у Семинского перевала был также отменен.
Путешествие по Алтаю самостоятельно на машине — озеро Теньгинское
Ничего не оставалось, как свернуть с Чуйского тракта в сторону Мультинских озёр. Хотели заночевать на озере Теньгинском — по Р373 в деревне Теньга повернуть направо и проехать примерно 12 км по не самой лучшей дороге.
Вот что нам было известно об озере:
Длина озера — 1650 м, ширина 1400 м, глубина до 8 метров. Озеро занимает самый пониженный участок обширной горной впадины, носящей название Теньгинской степи. Название озера происходит от алтайского «кеньги» («широкий», «просторный»).
Озеро со всех сторон окружено лесистыми горами, но на самих его берегах деревьев нет. Вода в озере пресная, не очень прозрачная, в летнее время может прогреваться до 20-22 градусов. Из озера вытекает небольшая река Теньга.
Добраться до него самостоятельно на личном транспорте не составит труда. На озере стоит небольшая база. Есть платная рыбалка, улов хороший — щука, окунь, толстолобик и даже хариус.
Сначала была гравийка, ещё ничего, но потом начались ямы/канавы, в итоге ехали больше 30 минут (учитывая, что это было первое моё бездорожье).
Остановились и насобирали дров в поле. Они нам очень потом пригодились. 🙂
Было очень ветрено — открытая местность. Около 6 въехали на базу у озера, живых не наблюдалось. Оказалось, ещё и купаться там запрещено, можно только рыбачить.
Вода в озере теплая, но неприглядная, конечно. В общем постояли, подумали, замёрзли и решили ехать дальше, не тратить время. Как-то не очень там.
Путешествие на Алтай самостоятельно — Усть-Кан
Вернулись на трассу Р373. Ещё немного с нами был асфальт, но потом началась гравийка. О дороге до Мульты я была наслышана и морально готова к ужасам.
Минут 40 было прям совсем плохо и очень пыльно. Потом стало получше, укатанная и в принципе ровная дорога. Но всё это чередовалось с ремонтом дорог и пыльной гравийкой.
Ещё немного мучений, и началась асфальто-гравийная дорога (можно наблюдать, во что превращается асфальт со временем), потом стал асфальт. В принципе, норм, но расслабляться было нельзя — встречались ямы и нехилые волны. А ещё постоянно «дикие» коровы и кони гуляют вдоль трассы, а при приближении транспорта им становится просто необходимо перейти на другую сторону или просто постоять на дороге.
Примерно в 8 вечера уставшие и запылённые заехали в Усть-Кан в надежде найти какой-нибудь кемпинг. Ехали 5 часов с остановками, пробег 275 км. Ожидали увидеть более оживленную инфраструктуру, но ничего и нигде.
Доехали до базы у Белой скалы на выезде из посёлка, опять никаких признаков жизни. Развернулись и съехали к речке на отличную полянку, там даже было небольшое кострище. Быстро поставили палатку, развели костёр из припасённых дров, поужинали.
Ночевать в чистом поле было немножко страшно. Но было так умиротворенно, и я про себя прозвала это место райской долиной. И, конечно, вышло наоборот.
Ночью местные пацанчики (алтайцы) гоняли на мотоцикле, останавливались, болтали. Было ощущение, что это всё происходит прямо около нашей палатки, и это напрягало. К счастью, ничего не случилось, но, как мы узнали позже, Усть-Кан — не лучшее место для ночевки в чистом поле, особенно для двух девушек.
Путешествие на Алтай самостоятельно на машине — Усть-Кокса
03.08. С утра на нашу замечательную полянку стали приходить коровы и кони. 🙂 Первый раз в жизни наблюдала купание коней в реке.
А потом пришлось пошевеливаться и спасаться от быков.
На улице опять стояла жара, ни облачка на небе.
Выехали из Усть-Кана около 12. Сначала был асфальт, потом началась ужасная гравийка с пылью. Иногда асфальт возвращался в нашу жизнь.
После перевала начинается приграничная зона. На пункте контроля всех останавливают, проверяют паспорта и записывают данные. Примечательно, что иностранцам нужно заказывать пропуск за 2 месяца до поездки.
Из интересного по дороге видели огромную солнечную электростанцию. Неожиданно.
В Усть-Коксу заехали примерно в 3. Решили пообедать в кафе, из приличного попалось кафе-бар «Элегия». Нормальная такая столовая, вкусно и недорого, можно поесть на 150-250₽, есть кофе-машина с капучино, 100₽. 🙂
Там же в соседней двери оказался магазин — вполне приличный супермаркет, можно купить всё, что нужно. Несколько дней без магазинов, и вот мы залипаем там, как в музее. Из интересного есть вкусные пряные лепешки и местный сыр.
Кстати, чем дальше от цивилизации, тем дороже бензин. На Чуйском вначале 92 был по 40₽ с копейками, потом 41₽, 42₽, 43₽…В Усть-Кане уже 45₽, а в Усть-Коксе 46₽. При этом цены на продукты особо не изменялись, порой в глуши было даже дешевле, чем в Красноярске.
Путешествие по Алтаю самостоятельно на машине — Маральник-1
Выехали из Усть-Коксы часа в 4. До и после моста через Катунь дорога очень плохая, больше 20км/ч ехать не получалось. От Мульты до Маральника-1 ещё 9 км, были сомнения, проедет ли туда Мазда, но дорога была ничем не хуже предыдущей.
В Маральник-1 на базу «Вечный странник» приехали около 5. На колёсах 4 часа с техническими остановками, 1 час обед, пробег 120 км.
Эту базу я присмотрела ещё дома и не ошиблась. Нас встретила хозяйка Елена, общительная и доброжелательная, всё рассказала и показала. Мы по традиции встали у реки (Мульта).
Рядом имелось кострище с лавочками и столом, беседка с розетками и электрическим чайником. Можно брать дрова (просят использовать только для готовки). Душа на территории нет, только баня.
Поставить палатку — 200₽ с человека, парковка авто — 100₽ сутки, заброска на озёра — 1200₽ с человека.
Кажется, скоро будем собирать и разбирать палатку с закрытыми глазами. 🙂 Сомневались, стоит ли забросить вещи, а самим прогуляться пешком, но, поговорив с Еленой, решили всё-таки заброситься и заодно посмотреть дорогу, а обратно, если что, спуститься пешком.
Путешествие на Алтай самостоятельно — заброска на Мультинские озёра
04.08. Заброска стартует в 9:30, и это значит, в пол 10 нужно уже сидеть в машине с вещами, а не подтягиваться на полянку. По количеству вещей особо лимита нет, никто не смотрит. Оставили машину на базе и побежали грузиться в ГАЗ-66.
Ехали 15 км 1.5 часа. Дорога, конечно, жесть. Идти пешком по этой «тропе» — сомнительное удовольствие.
Заброска на ГАЗ-66 — аттракцион покруче американских горок, а попытки не улететь с места сойдут за поход в тренажерку.
Мы как-то не догадались уточнить, что нам нужно на базу «Мультинские озёра». И, конечно же, нас подвезли к другой стоянке, у нижнего озера. Пришлось топать оттуда ещё метров 500 со всеми своими пожитками.
Путешествие на Алтай самостоятельно — база на Мультинских озёрах
Базу «Мультинские озёра» я тоже присмотрела из дома. Плюсом этого места было наличие оборудованной кухни с газовыми плитками, общей посудой и т.д., наличие электричества по вечерам и некоторая уединенность, по сравнению со стоянкой на нижнем озере, где весь лес утыкан палатками.
Также на базе имеется баня и душ с горячей водой. Можно взять экскурсию на лошадях, но договариваться нужно заранее.
На базе главный был парень Фёдор, к которому мы постоянно обращались со всякими просьбами. Он нам помогал и делился полезной информацией. 🙂
Поставили палатку на полянке, рядом привычные уже кострище с лавками, стол и река Мульта. Пообедали и немного вздремнули, за это время все соседи разъехались, и остались мы в палаточном лагере вообще одни.
Вечером сходили прогуляться на Шумы, но это уже другая история.
Вот такой он, путь длиною в 1700 км из Красноярска на Мультинские озёра. В следующих частях напишу про походы на Шумы, Мультинские озёра, водопад Куйгук и про наше дальнейшее путешествие на Алтай самостоятельно на машине.
Отзыв про Алтай — 2 Мультинские озёра
Отзыв про Алтай — 3 Путешествие по Чуйскому тракту
Отзыв про Алтай — 4 Курайская степь, озёра, Марсы
Сейчас можно найти недорогие билеты на Алтай из многих городов России. Советую установить и настроить бота для поиска дешевых вариантов перелёта.
Надеюсь, эти путевые заметки будут вам полезны и вдохновят на новые путешествия. Если статья была вам интересна, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в социальных сетях с помощью специальной кнопочки ниже. И подписывайтесь на мой инстаграм @tourbyself.
Ярких путешествий!
Читайте другие интересные статьи:
=> Маршрут по Европе: Германия-Португалия