После Мультинских озер мы планировали продолжать путешествие по Чуйскому тракту. В этой части будет про достопримечательности Усть-Коксы, пещеру в Усть-Кане, перевал Чике-Таман, слияние рек Чуя и Катунь, водопады Карасу и другие полезные и не очень описания.
Для тех, кто пропустил начало.
Отзыв про путешествие на Алтай – 1
Отзыв про путешествие на Алтай – 2 Мультинские озёра
Отзыв про Алтай на машине — Путешествие по Чуйскому тракту
Достопримечательности Усть-Коксы
08.08. С утра хозяин жилья («Портал Белуха») рассказал, какие существует достопримечательности Усть-Коксы, что можно посмотреть поблизости.
В нескольких шагах от дома есть подвесной мостик через реку на небольшой полуостров, оттуда видно слияние рек Кокса и Катунь.
Ещё есть вариант подняться на холм, откуда открывается панорама на горы, а в хорошую погоду видно даже Белуху.
На машине тоже можно добраться.
Остальные достопримечательности Усть-Коксы в виде музеев я даже не стала запоминать. Из интересного ещё есть Филаретова гора, она находится за Мультой, а туда возвращаться в планах не было.
Решили прогуляться на слияние Коксы и Катуни. Опять жара, а внизу она ощущалась ещё хуже — в горах была хоть какая-то прохлада и тень в лесу. Перешли мост, пошли прямо по дороге и вышли на другую сторону.
Оттуда слияния рек видно не было, нужно было перебираться через грязь ближе к стрелке или возвращаться назад и сразу идти по берегу. Желание увидеть эту достопримечательность Усть-Коксы было очевидно меньше желания сесть под кондиционер, так что пошли обратно в машину. В любом случае впереди нас ожидало более зрелищное слияние рек Чуя и Катунь.
Усть-Кан — гора Белый Камень
Поехали в сторону Чуйского тракта. Опять все прелести дороги — волны, ямы, гравийка. Порой, когда проезжала встречка или кто-то обгонял, налетала пыльная буря, и видимость падала практически до нуля.
У Усть-Кана, недалеко от места, где мы ночевали в чистом поле, мы приметили исторический памятник — древнюю стоянку людей в усть-канских пещерах. Решили заехать туда и заодно перекусить.
Гора называется Белый камень и находится на въезде (если двигаться от Усть-Коксы) в Усть-Кан. Можно оставить машину у реки, наверх ведет деревянная лесенка, видавшая лучшие времена.
Минут через 10-15 мы были у цели — небольшой пещеры, вход в которую закрыт металлической решёткой. Видимо, когда-то там начали раскопки, но весь бюджет закончился на строительстве деревянных ступенек.
Единственный плюс от подъёма по жаре — это вид на долину. Без строений и машин было бы, конечно, лучше. 🙂
Путешествие по Чуйскому тракту — перевал Чике-Таман
От Усть-Коксы до Чуйского тракта доехали за 4 часа. Следующая отметка на карте — перевал Чике-Таман. Я читала, что это необычайно красивый перевал, и именно после него начинается настоящий горный Алтай.
Чике-Тама́н («прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году.
Поднялись наверх и остановились на обзорной площадке. Оттуда открывается вид на долину и горы, но нас не впечатлило совсем.
Когда заезжали на перевал, была отличная погода, и вовсю светило солнце. С другой стороны нас поджидали другое измерение и чёрное небо. Нарезала небольшое видео из машины с перевала Чике-Таман (да, лобовое не мешало бы поменять :)).
Путешествие по Чуйскому тракту — поиск кемпинга
После спуска начали подыскивать место для ночлега. Посмотрели несколько вариантов — ничего не понравилось.
Первый был кемпинг по правой стороне на спуске с перевала. Вроде и река, и деревья, но рядом проходит ЛЭП, трасса, и как-то не уютно.
Второй — кемпинг у впадения реки Большой Яломан в Катунь.
На въезде висело объявление, что проезд на территорию платный. Видимо, народ приезжает просто поглазеть на природу или полежать на пляже.
Но нас не испугать — проехали на машине к реке. На берегу Катуни песочек, всюду полуголые люди и палатки. По инфраструктуре ничего не понятно, хозяев не видно, развернулись.
Время позволяло ехать дальше, но на горизонте за горой висели свинцовые тучи, готовые взорваться, а с другой стороны уже вовсю лил дождь.
Конечно же, через несколько километров и поворотов мы встретились с этим концом света. Ураганный ветер и сплошной поток воды — мне даже стало немного не по себе вести машину по серпантину вдоль скал, с которых периодически валятся камни.
Настроение начало портиться, ставить палатку в такую погоду — не лучшая идея. Сквозь струи воды разглядели деревню (Малый Яломан) и какую-то базу на въезде, свернули туда.
Пожалуй, стоит отметить, что 80% баз на Алтае — это поле, обнесенное забором, на котором размещаются несколько домиков-сараев. И вроде стараются люди, но всё равно выходит какой-то колхоз. 🙂
Предложили нам такой домик за 2000₽, внутри кровать и стол, имеется небольшая веранда, душа нет, уличный туалет на другом конце поля, которое под ливнем уже превратилось в болото. Постояли, подумали и решили продолжить поиски, тем более дождь немного стих.
Путешествие по Чуйскому тракту — база отдыха в Ине
Доехали в Иню, наконец-то появился великий Интернет. Нашли «Кемпинг Aлтай», в домиках мест не было, но палатку поставить было можно. Цена вопроса — 300₽.
Кстати, после очередной горы стало практически сухо, небо прояснилось. Так что поставить палатку стало опять неплохой идеей. 🙂 Фото сделано на следующий день.
Кемпинг — не кемпинг, а участок с постройками, из которых 2 домика сдаются — юрта и более европейский вариант. Внутри кровати, печь, плитка, чайник, холодильник, свет, розетки. Стоимость проживания — 500₽ с человека.
Также на территории есть баня, аил, беседка, умывальник, колонка с водой, уличный туалет. А за забором — вид на горы, Катунь и такие вот соседи.
Хозяева (алтайцы) были достаточно дружелюбны. Освободили нам аил для посиделок, выдали мангал, помогли развести огонь, снабжали дровами. Баня на этот день была уже расписана, но нам по-секрету разрешили бесплатно помыться после всех.
Вечер выдался хорошим, пели песни под гитару с соседями. Аил в качестве беседки, оказывается, отличная штука: защищает от ветра и дождя, костёр внутри хорошо согревает и почти не дымит.
Когда приятно утром выйти на улицу и глянуть на село. 🙂
Путешествие по Чуйскому тракту — Слияние Чуи и Катуни
09.08. На утро продолжили движение по Чуйскому тракту, минут за 10 доехали до одной из популярных достопримечательностей горного Алтая — слияния рек Чуя и Катунь.
Как всегда увидели припаркованные авто и остановились. Но лучше проехать дальше и свернуть на просёлочную дорогу — оттуда вид чётче и идти не придётся. 🙂
Нам же пришлось немного прогуляться, стоит ли упоминать, что опять стояла плавящая жара?
Очень захотелось искупаться. Хотели свернуть к Катуни, да как-то не вышло. В итоге заехали в деревне Иодро в магазин за мороженным и там же съехали к реке.
Вода — ледяная! Возможно, из-за того, что там в Чую впадает река Иодрушко. Пожалуй, это холоднее, чем в горных озёрах, даже руки сводит за несколько секунд. Особо не искупались, но хотя бы остудились.
Путешествие по Чуйскому тракту — Чибитские водопады: Верхний и Нижний Карасу
Следующими достопримечательностями нашего автопутешествия по Алтаю значились водопады, находящиеся недалеко от Чибита. В сети они встречаются под разными названиями: Чибитские водопады, Верхний и Нижний Карасу, Радужный и Малый Улар, Уларские водопады.
Чтобы попасть туда, нужно двигаться в сторону Акташа, за 5-6 км до села Чибит повернуть направо и переехать деревянный мост через реку Чуя. Далее по левому берегу реки проехать назад около 2-3км.
Мы успешно переехали деревянный мост через Чую — тот ещё аттракцион. После него повернули направо и ехали по плохой дороге, пока не стало совсем жалко машину. Путей там несколько, мы держались левого.
Припарковались и пошли пешком к Верхнему Курасу. Минут через 10 были на месте.
К счастью, водопад оказался вполне неплохим.
Устроили перекус и разговорились с алтайцем, который возит туристов. Он предложил подкинуть нас до следующего водопада. В багажнике УАЗ патриот я ещё не ездила, но было весело.
Нижний Курасу тоже красив, он пониже и пошире. Слева от водопада есть тропа, можно подняться и посмотреть на водопад сверху.
Обратно до машины пошли пешком. Я уже говорила, что была ужасная жара? Идти было недалеко, но эта дорога казалось вечной.
Путешествие по Чуйскому тракту — снежные вершины и Курай
Решили посетить ещё одну супер-популярную достопримечательность Алтая — Гейзерное озеро. Но тут случился казус.
Пора было заправиться, но АЗС в Акташе были по другой стороне, и нас разделяла сплошная. Крутиться не хотелось, так что решили заехать после озера.
Планировали поставить палатку на базе «Мены», которая находится возле Гейзерного озера. Таким образом, нам бы уже не пришлось ещё куда-то ехать, а бонусом не нужно было бы платить за проход к Гейзерному озеру. Но я проехала нужный поворот.
Пока искала место, где можно развернуться, вдруг открылись пейзажи на заснеженные горы. И нас, как магнитом, потянуло туда.
Решили отложить посещение Гейзерного озера, доехать в Курай и заночевать там, любуясь пейзажами. Виды, конечно, шикарные. Каким-то таким ошибочно мне представлялся весь Чуйский тракт.
На картах гугла есть отметка «Туристический центр Курай». Я была очень заинтригована, что бы это могло быть. Решили посетить — этот плакат всем центрам центр! 😀
Курай — очередное село. Помыкались по базам, палатку поставить негде. И вообще, всё как-то неуютно и недружелюбно, но виды…
В Интернете из привлекательного нашли только какую-то юрту у Николая, но до неё нужно было ехать ещё около 10км, а мы же не заправились и ездили уже на лампочке. Да, в Курае НЕТ заправок!
Путешествие по Чуйскому тракту — недорогая база отдыха в Акташе
Пришлось возвращаться в Акташ. Пожалуй, это самый крупный населённый пункт в этих местах, где есть более-менее всё. Пока ехали обзвонили различные базы, поставить палатку можно было только в паре мест, за это просили в среднем 500₽ + 150₽ за душ.
Но тут нам выпал джекпот. На базе ЭлМак можно было снять номер на двоих за 1200₽, на территории есть душ с горячей водой и кухня со всем необходимым. Отличное предложение, учитывая, что у конкурентов было минимум в 2 раза дороже, на улице уже темнело, и очень хотелось помыться. 🙂
Помните, что я говорила про алтайские базы?:)
В дальнейших планах у нас был поход на Ретранслятор или озеро Горных духов. Я вычитала, что до рудников можно вполне себе доехать на любой машине. А оттуда мы хотели идти пешком.
За ужином разговорились с другими отдыхающими. Одно семейство собиралось в юрту к Николаю, которую мы нашли ранее. Они уже были там ни раз и всё нам рассказали, да и вообще дали кучу советов.
Оказалось, юрта стоит посреди Курайской степи, там останавливается куча путешественников, а хозяин Николай добрый и гостеприимный человек, который сейчас был в отъезде. По духу мне это напомнило каучсерфинг.
Недалеко от юрты есть холм, с которого открывается вид на Курайскую степь, Гигантскую рябь течения и белки — заснеженные вершины гор. В общем, было решено добраться туда на следующий день.
В продолжении расскажу, как мы не сходили на Ретранслятор, очаровало ли нас Гейзерное озеро, про Курайскую степь и таки про юрту, Куехтанарские озёра, которых три, и Марсы, которых два. А ещё мы побывали в Залесово и Заринске (Что? Где? Зачем?). Подписывайтесь на рассылку новых статей, чтобы ничего не пропустить.
Сейчас можно найти недорогие билеты на Алтай из многих городов России. Советую установить и настроить бота для поиска дешевых вариантов перелёта.
Надеюсь, эти путевые заметки будут вам полезны и вдохновят на новые путешествия. Если статья была вам интересна, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в социальных сетях с помощью специальной кнопочки ниже. И подписывайтесь на мой инстаграм @tourbyself.
Начало рассказа про Алтай:
Отзыв про Алтай — 2 Мультинские озёра
Продолжение:
Отзыв про Алтай — 4 Курайская степь, озёра, Марсы
Ярких путешествий!
Читайте другие интересные статьи:
=> Как путешествовать дешево самостоятельно